Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу.
Человек, который слишком стар, чтобы учиться,
по всей вероятности,
всегда был слишком стар,
чтобы учиться.
Генри Хаскинс.
Итак, поговорим о компетентностно-ориентированном подходе к образованию. Компетентность – это жизненный успех в социально значимой области (Дж. Равен, 1984).
Компетенция – возможность установления связи между знанием и ситуацией, применять адекватно знания для решения проблемы (С. Шишов, В. Кальней, 1995).
К важнейшим (ключевым) компетенциям, которые должны быть сформированы в общеобразовательной школе для обеспечения гражданской зрелости, профессионального и личностного самоопределения, относят следующие:
Социальные компетенции: комплекс базовых способностей, необходимых для участия «в демократическом образе жизни»: готовность адекватно участвовать в демократических процедурах, критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность на себя и др.;
Политические компетенции: готовность и умение жить и работать в «правовом поле» - понимание права как важнейшего механизма регулирования социальных и межличностных отношений собственно человеческим способом.
Межкультурные компетенции: способность понять представителей другой национальности, другой культуры и вступить с ними в диалог, отказаться от предрассудков, предвзятости, нетерпимости в отношении людей иных политических или религиозных убеждений, способность уважать любую индивидуальность (в том числе и свою собственную).
Коммуникативные компетенции: способность вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию и т.д.; готовность решать коммуникативные задачи, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, компетенции; владение устным и письменным общением, несколькими языками;
Информационные компетенции: владение новыми информационными технологиями, понимание диапазона их применения, критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации.
Компетенции в области профессионального и личностного развития (способность обучаться на протяжении всей жизни).
Интеллектуальные компетенции:
способность к обобщению, умение выделять существенные признаки познаваемой действительности; гибкость, креативность ума – динамичность, подвижность и т.д. При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, от привычного хода мыслей к нестандартным (см. по А. Хуторскому А.) .
В соответствии с разделением содержания образования на обще - метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого учебного предмета) предлагается трехуровневая иерархия компетенции:
КЛЮЧЕВЫЕ – относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
Межпредметные – относятся к определенному кругу учебных предметов.
Предметные – имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения .
Под компетенцией понимается соорганизация знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации. Подход к образованию включает в себя философию образования, образовательные технологии, психолого-педагогическую поддержку и описание образовательных прецедентов. ( По Педагогическому энциклопедическому словарю).
Мне ближе понятие компетентностно-ориентированного подхода по определению
Лаборатории модернизации образовательных ресурсов Департамента образования города Самары.. Это более объективно отражает реалии жизни, понятна и применима в деятельности.
А самыми важными компетенциями учащихся являются
- компетенция решения проблем
- информационная компетенция (работа с информацией)
- коммуникативная.
Для меня это является ценным еще и потому, что в Лаборатории модернизации образовательных ресурсов разработаны Требования к уровню сформированности ключевых компетенций учащихся в процессе проектной деятельности (курсы Фишман И.С., Чураковой О.В.), которые помогут оценить результаты сформированности компетенций. Ключевые компетенции формируем не только в новых формах деятельности, но и на уроках.
А. Хуторской в статье «Ключевые компетенции» выделяет четыре этапа.
1 . Поиск проявлений ключевых компетенций в каждом учебном предмете;
2. Построение иерархической надпредметной систематики – (древа компетенций);
3. Проектирование общепредметных образовательных компетенций по вертикали для всех трех ступеней обучения;
4. Проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.
1 ЭТАП. Поиск проявлений ключевых компетенций в каждом конкретном учебном предмете – математике, языках, истории, информатике и др. Составляется список (перечень) образовательных компетенций, формирование которых относится (может относиться) к каждому учебному предмету в целом.
Рефлексивный анализ компетентного содержания образования предполагает ответ на следующий вопрос: каков возможный вклад этого учебного предмета в формирование каждой из ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, компетенции самосовершенствования.
Интересно проследить, как формировались ключевые компетенции ученицы 7 класса Буравцовой Н. при создании работы «Ювелирное искусство 18 века».
Сначала проанализировали темы, которые можно осветить, изучая 18 век. Так как темы литературные - оды Ломоносова, творчество Державина и др. не привлекали Настю, мы посмотрели пересекающиеся с литературой темы искусствоведческого плана: живопись 18 века, мода (балы 18 века), известные личности 18 в.(Дашкова), ремесла. И здесь обратили внимание, что именно в 18 веке стала создаваться царская сокровищница драгоценностей в Санкт-Петербурге, произошел расцвет ювелирного мастерства. Настя рассказала о своей экскурсии в Петербург, имеющемся наборе открыток «Ювелирные изделия». Я показала свои книги об известных драгоценных камнях, ювелирных заводах. Насте захотелось узнать об этом больше, так как со многими знаменитыми камнями связаны литературные произведения, кино, было высказано желание работать продавцом в ювелирном салоне. Ученица обратила внимание, что эта тема недостаточно освещена в учебнике истории, а влияет на историческое прошлое, связана с литературными сюжетами. Созданная работа может использоваться как дополнение к темам учебника. Можно сказать, что так сформировывалась компетенция- Решение проблемы. Если оценивать этот этап по Требованию к уровню сформированности ключевых компетенций (по лекции Фишман И. С.- Лаборатория модернизации образовательных ресурсов), то это 4 балла. Но способы решения проблемы Настя не смогла определить сразу, обосновала достижимость цели и риски - это 6 баллов. Она определилась, какие можно взять иллюстрации драгоценных камней, какие главы книг понадобятся, попросила сестру посмотреть в Интернете, взяла у знакомых диск о ювелирных изделиях. Так плавно стали формироваться целеполагание и планирование. На факультативном занятии Настя показала работу одноклассникам и, когда они указали слабые стороны- предложила способ избежания неудач(а это 6 баллов).Часть работы она сократила, последовательно составила Приложения с иллюстрациями.
Для меня (как учителя) важна 2 часть работы - по формированию информационной компетенции, т.к. это влияет на восприятие литературы, развитие ученика, применение информационных знаний в других предметах. Настя хорошо организовала информационный поиск: Здесь были книги «Магия камня», «Оружейная палата», журнал «Ювелирный мир», «Родина», ксерокопии др. Предложила свою идею по структурированию этой информации - сначала рассказать об основах появления ювелирной промышленности, затем об известных ювелирных изделиях, исторических и литературных параллелях, сделала выводы и привела аргументы (а это по Требованию к уровню сформированности…5 баллов).
И хотя Буравцова Н.- активная, общительная девочка - лидер, анализ сформированности коммуникативной компетенции был 5 баллов. Да, использовала предложенные невербальные средства или наглядные материалы, но на дополнительные вопросы были односложные ответы, привела объяснения, но дополнительную информацию не вспомнила (хотя знала). Вероятно, сказалась и незнакомая обстановка. При награждении сказали, что работа хорошая, большая, но надо уметь защищать; тем не менее - приз и Грамота на память у Буравцовой Н. есть, есть и сформированные на определенном уровне ключевые компетенции.
Это - первые шаги в науку, это будет являться опытом проектной деятельности и реализацией одного из направлений региональной образовательной политики «Компетентностно-ориентированный подход к образованию».
В процессе педагогического взаимодействия при общении и совместной деятельности между учителем и учениками, между учениками возникают предметно-рефлексивные отношения. В сущности, рефлексируя, человек получает не только знания о самом себе или понимание себя, но и выясняет, как окружающие воспринимают и понимают его личностные особенности. В связи с этим было обращено особое внимание на литературу (как учебный предмет) и на литературный текст, как способ опосредствованной коммуникации. Заставила задуматься об этом меня статья Е.А.Поповой «Художественный текст в процессе литературной коммуникации». Текст является результатом коммуникативной деятельности человека. Различаются два типа коммуникации: первичная (естественная) и вторичная (литературная). Первый тип соответствует коммуникативной ситуации, возникающей между говорящим и слушающим. Второй тип соответствует неполноценной коммуникативной ситуации, которая возникает между повествователем и читателем. Художественный текст есть не только посредник в акте литературной коммуникации между писателем и читателем, но и самостоятельное интеллектуальное образование, способное к диалогу и с автором, и с читателем. Разновидности литературной коммуникации демонстрируют различные типы диалогических отношений. Во внешнетекстовой коммуникации диалогические отношения складываются между автором и читателем за пределами текста, но через текст, во внутритекстовой - между повествователем и персонажами внутри текста, в интертекстуальной - между разными авторами и разными текстами. Я тоже считаю, что, изучая текст художественного произведения, мы формируем коммуникативные компетенции. Читая произведение Пушкина «Капитанская дочка», мы с детьми исследовали проблему художественной правды. Почти на каждом уроке, кроме анализа повести, заслушивали индивидуальные выступления по таким темам: «Историческая хронология и хронология художественного произведения». «География реальная и художественная», «Исторические лица в пушкинской повести», «Авторское отношение к образам исторических лиц», «Карта пути Пушкина», «Пушкин и Самарский край». Каковы источники для комментариев и докладов? Произведение «Капитанская дочка» (издание для школьников, со сносками), Энциклопедии, Гиллельсон А. «Повесть Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий», «Край родной, навек любимый». Особенно важную роль играют хронологические наблюдения. Ученики выясняли, когда Гринев отправился из родительского дома? Осенью 1772 года, вскоре после того, как Авдотья Васильевна варила медовое варенье. Отъезд происходил поздней осенью: на Петрушу надели заячий тулуп, сверху лисью шубу. Но Яик еще не замерз, хотя снег уже лег, и кибитка ехала по санному пути. Читая текст, каждый высказывался, чей взгляд на события ему ближе, размышляли вместе с автором, спорили (как Гринев с Савельичем), так формировалась внешнетекстовая коммуникация, прием аргументации позиции от лица своего персонажа, споры между персонажами-учениками на уроке создавали коммуникативные компетенции. Изучая это произведение, дети замечают сходство в названии станции, к которой подвозил Гринев бородатого мужика (Пугачева) – Умет. И в Самарской области есть село Дубовый Умет. Еще раз выясняем по карте Пушкина - мог ли быть тогда в Дубовом Умете? Такой подход требует особого внимания к слову. Для пристального рассмотрения берутся немногие слова, имеющие опорное значение, т. е. представляющие собой своеобразный узел внутритекстовых связей. Ученики учатся и в своих выступлениях выделять опорные слова (интересно в этом случае применение технологии Дебаты). Так, опосредственно, работая с текстом, споря с героями, сравнивая с жизнью, работая с дополнительной литературой, формируется коммуникативная компетенция. Особенно интересны эти уроки были в 1998 году, в 8 «Б» кл., затем в 9 классе (в 1999 году ) с этим потоком мы поставили спектакль к юбилею Пушкина, были написаны различные рефераты, ученица 9 «Б» класса Матвиенко А. заняла второе место по Советскому району в Краеведческой олимпиаде. В этом году( 8 «а» кл.) использовали дебаты по теме : 1. Гринев не мог согласиться на службу у Пугачева. 2. Швабрин должен был перейти на службу к Пугачеву. (Строились как Дебаты К.Поппера )
2 команды по 3 человека (утверждающая и отрицающая), 3 выступления спикеров каждой команды, 4 раунда перекрестных вопросов |
Предварительно было обращено внимание на прототипы, принципы военной службы, происхождение героев. Использовались сноски, комментарий Пушкина, вопросы из доп. литературы. Во время процедуры обращалось внимание на аргументированность ответов, внимательность к речи оппонентов. Трудность заключалась в судействе. Результаты коммуникативной компетенции участников- сопоставляли, развивали идеи друг друга, давали развернутый ответ, следили за процедурой. Обобщили результаты- это соответствует 6 баллам.Т. Е. при анализе я, как учитель постоянно обращаю внимание на Требования к уровню сформированности компетенций.
Следует сказать, что при подготовке, консультировании учеников к Чтениям, олимпиадам мне помогла статья Печеневой Т.А. «Коммуникативная стратегия обучения русскому языку» (журнал «Педагогика» № 4 за 2003 год). Так как компетенции не могут формироваться сами по себе, а только в деятельности, чаще всего на уроках, рассмотрим, на что обращает внимание Печенева. «В понятие коммуникативной компетенции включают следующие показатели:
- осведомленность в лингвистической теории, осознание ее как системы правил и общих предписаний, регулирующих употребление средств языка в речи.
- знание речеведческой теории, владение основными языковыми (опознавать, классифицировать) и речевыми (выбирать, актуализировать) умениями.
- способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную и невербальную) речевого поведения.
Умение вербального общения проявляется в коммуникативной культуре школьника, о сформированности которой свидетельствуют такие признаки умственной деятельности:
а) установка на анализ, предполагающий самооценку и интерпретацию своего коммуникативного поведения;
б) гибкое реагирование на различные коммуникативные ситуации;
в) умение инициировать и самостоятельно организовать коммуникативное взаимодействие.
Компетентностно-ориентированный подход к обучению - подход, в котором: (по лекциям Юдина В. ЦРО)
Ключевые компетенции – информационные, учебно-познавательные (работа с проблемой) и т. д. формируем на уроках, используя определенно-ориентированные задания (см. примеры заданий из брошюры - Тетрадь с печатной основой, отрывки уроков.), специально подобранные тексты, наблюдение и анализ, а также в новом виде – потрфолио, проект.
Коммуникативные компетенции формируем не только во время защиты работ, проектов, но и при опросе на уроках, оценивании заданий, (аргументированном ранее), участии во внеклассных мероприятиях.
ЛИТЕРАТУРА
автор Дудник О. В.©ДОВ При полном или частичном использовании материалов, ссылка на http://www.budud.narod.ru обязательна, в интернете -гипертекстовая 2007.