Персональный сайт Дудник О. В.
Дудник О.В.
на главнуюназад

  Ищу спонсора для издания.

  Брошюра опробована на практике.

 

Дудник О. В.    г. Самара.                    

 Использование психологического учения П.Я.Гальперина о  поэтапном формировании умственных действий при изучении причастия.

Дудник О.В.

   Изучение причастия в школе

 

(на основании психологического учения П.Я.Гальперина

о поэтапном формировании умственных действий).

 

                    Тетрадь

                                                   с печатной основой

                                                              _______________________

                                                              _______________________

                                                             

                              

 

 Презентация   авторской     брошюры

« Изучение причастия в школе».

 

Каждый из нас, стремясь в работе достигнуть каких – то  результатов, прибегает к различным методикам, технологиям, вырабатывая свой стиль преподавания.

Увлекаясь еще со студенческих лет психологией, психотехникой, а в дальнейшем экстрасенсорикой, я периодически возвращалась к трудам Петра Яковлевича Гальперина. Система психологии, сформулированная Гальпериным, содержит положения, касающие  происхождения и развития психики человека, видов и типов психической деятельности, закономерностей прижизненного формирования. Наиболее известная и применяемая – это его теория планомерно-поэтапного формирования действий.

В первые годы работы я применяла теорию поэтапного формирования действий на занятиях  со слабоуспевающими учениками. Поэтому созданная мною Тетрадь с печатной основой «Изучение причастия в школе»- явилось естественным продолжением применения психологического учения Гальперина.

Кроме того, работая с учебником «Русский язык 7 класс», (авторы: Баранов М. , Григорян Л.,Ладыженская Т.), обращаешь внимание, что очень мало упражнений, которые способствовали бы формированию ключевых компетенций, а также упражнений для учеников с различной степенью усвоения материала. В связи с этим я создала брошюру, которая построена с учетом поэтапного формирования умственных  действий, согласована с темами учебника.

Напомню основные сведения о психологическом учении Гальперина.

Специальная организация поэтапного формирования умственных действий с целью гарантированного получения действия с определенными «заданными» показателями обобщенности, осознанности, критичности и т. п. была названа П. Я. Гальпериным  планомерно-поэтапным формированием умственных действий.

В действии субъекта различают две неравные и по-разному важные части: ориентировочная и исполнительная. Шкала поэтапного формирования представляет собой описание сложнейших этапных преобразований, происходящих и с ориентировочной, и с исполнительной частями в процессе его становления.

        I.      На первом этапе формируется  мотивационная основа действия

     II.      На втором этапе происходит становление первичной схемы ориентировочной основы действия, т. е. системы ориентиров, указаний, необходимых для выполнения осваемого действия.

Гальперин выделил 3 типа построения ориентировочной основы действия  и, соответственно,

3 типа учения.

1)     при первом типе обучающий имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден в силу этого действовать на основе проб и ошибок.

2)     При  втором типе субъект использует полную систему ориентиров и указаний и учитывает всю систему  условий правильного указания действий, что гарантирует безошибочность действий, диапазон обобщенности, осознанности. При этом схема ориентировочной основы действия либо задается в готовом виде, либо составляется учащимся  совместно с  обучаемым.

3)     Третий тип характеризуется полной ориентацией уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на предметные единицы,  из которых он состоит.

   III.      Этап- формирование действий в материальной (материализованной) форме здесь ученик осуществляет ориентировку и исполнение осваемого действия с опорой на внешние схемы.

  IV.       На четвертом этапе громкой социализированной речи- опора на внешне представленные средства постепенно замещается речью, которая выступает в качестве опоры.

     V.       На пятом этапе (формирование действия во « внешней речи про себя») постепенно происходит исчезновение звуковой стороны речи. Основное содержание переносится во внутренний, умственный план.

  VI.      На последнем, 6 этапе (скрытой речи, или собственно умственного действия) т. е действие происходит автоматически.

 Шкала поэтапного формирования намечает последовательные уровни, позволяющие строить действие, начиная с ориентировочной основы, через материализованную форму, затем в громкой речи без предметов, во внешней речи «про себя» и, наконец, в собственно «внутренней речи». Именно  последовательное использование  этих уровней и дает эффективные результаты.

Изучение причастия всегда у детей вызывает затруднения, поэтому я разработала брошюру- Тетрадь с печатной основой «Изучение причастия в школе».

               Структура брошюры.

Построена  последовательно, согласно темам учебника «Русский язык 7 класс», (авторы: Баранов М. . Григорян Л.,Ладыженская Т.)

             Типы заданий.

  1. Задания разные по объему.
  2. С различной степенью самостоятельности.
  3. Разные по форме проверки:
    1. Взаимопроверка.        
    2. Самопроверка.      
    3. Контрольные.

  Типы материала: общелогические, общепсихологические и специально-предметные (по Гальперину).

В общелогической группе представлены задания

  1.  с полным набором необходимых условий   (см. упражнения- № 16, 44, 51, 65).
  2. с недостатком некоторых из них     (№ 17, 18, 20, 27, 33, 38).
  3. с недостатком некоторых необходимых условий, с одной стороны, и с  избытком ненужных « данных» с другой (см. упражнения № 19, 24, 25).  

Общепсихологические типы образуются разными соотношениями наглядных и понятийных признаков (см. упражнения № 53, 50, 27).

Специально-предметные типы материала должны предъявляться в порядке сначала более разных противопоставлений, а затем перехода к более тонким различиям.

Таким образом, задания в брошюре построены не только в соответствии с программой, учебником, не только имеются различные типы заданий, но и соотнесены с психологическим учением Гальперина о поэтапном формировании  умственных действий, что позволяет формировать устойчивые знания даже у среднего ученика.

Литература.

  1. Гальперин П. Я. « Развитие исследований по формированию умственных действий» . Психологическая наука в СССР т. 1. М.1959.
  2. Карпова А. Ф. «Изменение поэтапного формирования при его систематическом применении» в книге « Управляемое формирование психических процессов». М. 1977.
  3. Талызина Н. Ф. «Управление процессом усвоения знаний». М. 1975.

                                                            ДИДАКТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК.
                 (Разноуровневые задания по причастному обороту из авторской брошюры)
УРОВЕНЬ-      №31.        Выписать определяемые существительные, причастный оборот, составить схемы.
…Отважен был пловец решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстоянии двадцать верст и важная должна быть причина его к тому побудившая! Полюбовавшись несколько времени из окна на голубое небо усеянное разорванными облачками, на дальний берег Крыма, который тянется лиловой полосой и кончается утесом…Я отправился в крепость Фанагорию чтоб узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик.
УРОВЕНЬ-       №58.     Расставь запятые, выдели суффиксы.
Соя в сочетании с рисом содержащим крахмал дает все необходимое для питания вещества. Бодрыми мы просыпаемся разбуженные утренними голосами птиц, пролетевших над самой палаткой. Высокие скалы возносившиеся над озером неприступный стеной не позволяют двигаться дальше. Солнце не видать из-за свинцовых туч окутавших со всех сторон небо. Все чаще раздавались всплески играющей рыбы. Солнце уже скрылось и земли кутала синева приближающейся ноги. Легкий ветерок шевелил ветви и алмазы искрились переливающимся огнем. В ярко зеленом ковре покрывающимся тундру начинают сверкать желтые лютики и другие цветы. В колеблющейся черный воде отражались звезды.
УРОВЕНЬ     №25. Распредели предложения 1) с причастными оборотам, выделенными запятыми.2)с причастными оборотами не выделяемые запятыми.
1)Рыбачьи ло_ки повытаще__е на берег образовали на белом п_ске дли_й ряд темн_ килей напоминающ_ хребты громадных рыб.
2)Голубое небо между туч тоже улыбалось раскраше_ой солнцем воде.
3)Освеще__ые окна парохода смотрят на реку и плоты отражаются на взволнова__ой воде светлыми трепещ__и пятнами исчезают.
4)На единственной улиц_ деревушк_ редко можно было увидеть человека покинувш___ дом…
5)Ее темн__ густ__ волосы забранн__ в косынку сбились…
6)Все звуки подымающ__ с земли имели физическое отражени_.
7)Бревна раскачиваются на воде и скрученн__ из сучьев связи скрепят жалобным и сырым звуком.
8)Обнажен___ у берегов дно дымилось сед__ пеной.
9)Стиранное много раз ситцев__платье едва пр_крывало до колен худеньк__ загорел__ ноги девочки.(по Лермонтову)
УРОВЕНЬ      №54.    Проверочная работа
Расставь запятые, выдели грамматическую основу, причастный оборот, суффиксы причастий, окончание всех слов. Определи вид глаголов и причастий.
…Крутые отличности гор покрытые девственными снег_.
…Коршун ожидающ_ добыч_ Жадно глотал животвотворя_щий воздух разлитый в ущелье
…В сердцах простых чувства красоты и величие природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге.
…Перед нами лежала Котшаурская домна , пересекаемая Арагвой и другой речкой
…Направо и налев_ гребни гор тянулись покрытые снегами кустарником.
…Направ_ был утёс, налево пропасть такая, что целая деревушка осетин живущ_ на дне её, казались гнездом ласточки.
…Мы съехали в Чёртову домку, на холм покрыт_ пеленою снег.
…Нам должно было спускаться ещё вёрст пять по обледеневшим скалам и тонкому снегу, чтобы достигнуть станций Коби.
…Вот мы свернули налево и кое – как добрались до скудного приюта, состоявш_ из двух саклей сложенных из плит и булыжника и обведенных такою же стеною. Оборванные хозяева приняли нас радужно. Я после узнал что правительство им платит и кормит их с условием, чтобы они принимали путешественников застигнутых бурею
 Учитель МОУ школы № 35 г. Самары. Дудник О. В. 2007.


 

Хостинг от uCoz
Новая страница 1