Дудник О.В.
на главнуюназадПочта    
Персональный сайт Дудник О. В.

Педагогические      технологии.

При выборе образовательной  технологии  педагог ориентируется на результаты апробации технологий  в условиях своего образовательного учреждения.    (Из подготовки к аттестации -  учитель школы № 35 г. Самары. Дудник О. В.).

В хорошем учителе мы ценим лучшие качества дрессировщика, клоуна и цирковой лошади, которую год за годом гоняют по кругу.    ( Максим     Звонарев).

            Сегодня (по Загвязинскому В.И.) предмет педагогической технологии в самом общем виде определяется как область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогический энциклопедичесий словарь дает такое объяснение:

«Педагогическая технология-совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности, условий, в которых эта деятельность должна воплощаться, и средств осуществления этой деятельности (целенаправленная подготовка учителя и наличие ТСО). С дидактической точки зрения – это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам».

            Делаются попытки классификации технологии обучения: по сферам обучения; по целям обучения; по предметной сфере использования технологий; по применяемым техническим средствам; по формам организации учебного процесса; по методическим задачам и другим факторам и признакам.        Важным атрибутом педагогических технологий являются измеримость и воспроизводимость результатов (по Загвязинскому В. И.). Учитель, отдавая предпочтение той или иной педагогической технологии, обращает прежде всего внимание на

1.Уровень развития учащихся, уровень знаний.

2.Характер и объем, изучаемого материала.

3.Материальные возможности (наличие оборудования, пособий).

4.Объем времени, необходимый для усвоения и т.д.

5.Личностные предпочтения педагога (на основе психологических и других особенностей).

            Напомним некоторые самые популярные педагогические технологии. Самая эффективная - технология проблемного обучения, которая способствует реализации двух целей: формированию суммы знаний, умений. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Методические приемы создания проблемной ситуации: прежде всего, сталкивают противоречия и предлагают найти способ разрешения, излагают несколько точек зрения на один и тот же вопрос, предлагают рассмотреть данную проблему с разных позиций, побуждают делать сравнение, обобщение, аргументирование, перенос в другие исторические события и объяснять или решать свою проблемную задачу. Применяемый на уроках метод создания проблемной ситуации имеет свои преимущества - не только раскрывает различные точки зрения на один и тот же вопрос, но и побуждает делать сравнения. обобщения, сопоставлять факты т. е работает и логика, внимательность, эмоции. Таким  образом, формируются информационные, коммуникативные компетенции, но в последнее время не все дети любят этот метод, не все хотят, чтобы их мнение знали другие. Так при изучении по литературе в 7 классе произведения «Юшка» А. Платонова одна девочка никак не участвовала в дискуссии. К концу урока на мой прямой вопрос: «Как ты относишься к Юшке, твое мнение о нем?» Она ответила, что он вызывает у нее ненависть: «Мне стыдно признаться, но я не могу совершить бескорыстный поступок, помогать другому как Юшка, поэтому и не хотела участвовать в обсуждении». Теперь при создании проблемных ситуаций я стараюсь, чтобы разрешение проблемы ребята находили прежде всего в литературном тексте.  Проблемные ситуации на уроках русского языка прежде всего актуальны при объяснении нового материала.

    Систему «гуманной педагогики» Ш.А.Амонашвили  используется в  практике, но учение без отметок возможно только на первых месяцах обучения в школе, а остальные принципы гуманной педагогики:

если ребенок взрослеет - педагог помогает ему в этом;

если он развивается, то педагог специально создает ему барьеры интеллектуального, эмоционального характера и ненавязчиво помогает их преодолевать;

педагог видит в ребенке его завтрашний день, способствует его взрослению

применяет любой педагог (по книге «Справочник по педагогическим инновациям»). Также применяется обучение в игре. Игровые методы вносят эмоциональную привлекательность в урок, проявляют личностные качества ученика, помогают нестандартно усвоить правила. Это и урок – путешествие по сказочному лесу, задания гномов, и т.д. Игры-соревнования «Восхождение в гору», «Эстафета», ребусы.

    Коллективный способ обучения – это включение  в учебный процесс, работу диалогических пар, динамических  групп.     Метод «динамических пар» – как разновидность коллективных форм обучения – по Дьяченко В.К. Принципы такого обучения : завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям.

  Система развивающего– обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. привлекает тем, что базируется на исследованиях психологов Гальперина В.Я., Выготского М. С., Леонтьева М.Н.  Так как в своей практике я часто использую теорию Гальперина В.Я. о поэтапном формировании умственных действий, то можно сказать, что технологию Давыдова В.В. применяю чаще других.

Решение учебных задач по Давыдову В.В. представляют собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и другое), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений. Это позволяет учитывать разные виды работ, требования стандартных программ. Активное участие детей во внеклассных мероприятиях дополняет и разносторонне развивает учеников и соответствует системе развивающего обучения. Кроме того, система позволяет применять групповую работу для реализации задач, таким образом, быстрее формировать ключевые компетенции, что является актуальным в современном образовательном процессе.

Эффективна работа в динамических парах с мини-диктантами. Один из работающих в паре читал текст по предложению,  другой писал. После этого читал текст другой ученик, а первый писал под диктовку. Затем каждый брал тетрадь соседа и проверял диктант без карточки. Вторично проверяют диктанты по карточке, оценивают. Переходят. Новому товарищу диктуется тот же текст диктанта, который диктующий сам перед этим писал. Затем дети переходят на новое место, и образуется новая пара Наиболее применим этот метод при работе со словарными словами в парах сменного состава. На карточке один ученик имеет 3-5слов (оптимально по времени), обходя ряд, он имеет в тетради 27-45 слов.   Другой пример - при словарной работе в паре (7-8 кл. По теме «Наречия»). Есть 3 типа карточек слов-наречий и наречных сочетаний, проводится в виде взаимодиктанта, при этом часто не надо передвигаться по классу - достаточно сесть вполоборота.

Особое место занимает методика Шаталова. Главное место в методике занимает Опорный лист-план темы. Во время объяснения нового материала составляется опорный конспект, который облегчает ребятам подготовку домашнего задания, позволит дать более четкий ответ. Многие учащиеся все годы сохраняют опорные конспекты, готовятся по ним к школьным экзаменам и даже используют при поступлении в вуз.

                               ЛИТЕРАТУРА.

1.      «Русский язык» (Энциклопедия.Под редакцией Ф.Филина)Изд-во «Сов.энциклопедия»М.1979.

2.      Качурин М. Г. «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы « М.Просвещение.1988.

3.      Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».М. «Педагогика».1989

4.      Кларин М. В. «Инновации в мировой педагогике». Изд-во «Педагогический центр «Эксперимент»» Рига. 1995

5.      Белухин Д. А. «Основы личностно-ориентированной педагогики».М.-Воронеж.1997.

6.      Питюков В. Ю. «Основы педагогической технологии». М. «Тандем». 1997.

7.      Справочник по педагогическим инновациям (В. Н, Михелькевич, Л. И. Полушкина, В. М. Мегедь) Самара. 1998

8.      Орлова Т. « Диагностика эффективности».«Директор школы» № 3.1998.

9.      Якиманская И.,О. Якунина «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения». «Директор школы» № 3.1998.

10.  Куриленко Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара.2000.

11.  Загвязинский В.И. «Теория обучения. Современная интерпретация» М. «Асадема».2001.

12.  Попова Е. А.«Художественный текст в процессе литературной коммуникации».«Русский язык в школе» №1.2001.

13.  Гузеев В. В. «Постановка целей и дифференциация образовательного процесса». М. «Народное образование».2001.

14.  Руднева Т. И. «Педагогика профессионализма». Изд-во «Самарский университет». 2002.

15.  Подольский А. «Психологическая система П.Я. Гальперина. - «Психологический журнал»№5, 2003.

16.  Печенева Т. А. «Коммуникативная стратегия обучения русскому языку» - журнал «Педагогика» №4, 2003.

17.  Карпов «Теоретические предпосылки методики определения уровня развития рефлексивности» - «Психологический журнал»№5, 2003.

18.  Бородкина Г. В., Куревина О. А., Лутцева Е. А. «Дневник учителя начальной школы. Педагогическая диагностика». М. «Айрис пресс». 2003.

19.  Локалова Н.П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». М. «Ось-89». 2003.

20.  Хуторской А. «Ключевые компетенции. Технология конструирования».Журнал «Народное образование» №5.2003..

                            Учитель МОУ школы № 35 г. Самары. Дудник О. В. 2007.

 

Приложение.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ   6 КЛАСС

Учитель: Мирскова Наталья Евгеньевна. МОУ школы № 35 г. Самары.

 

Тема урока: МИНЕРАЛЬНЫЕ БОГАТСТВА ЛИТОСФЕРЫ

Тип урока: изучение нового материала

Педагогическая технология: технология полного усвоения.

Оценка педагогической ситуации: Для учащихся 6 класса (11-12 лет) характерны два ведущих вида деятельности: деятельность межличностного общения и самостоятельная поисковая деятельность. Учебная деятельность продолжает формироваться, но учащиеся готовы усваивать сложные абстрактные отношения между предметами. У учащихся хорошо развита наблюдательность и любознательность. При работе в малых группах учащихся появляется функциональное объединение по ролям. Для данного возраста характерна большая привязка к тексту. У учащихся данного возраста очень быстрая утомляемость. Учителю нужно максимально выполнять разнообразные действия (т.е. переключать вид деятельности). При работе со школьниками 6 классов я успешно применяю игровой прием ввода в урок: игра «МОРДАШКИ». Для этого каждый ученик подготавливает набор мордашек. Каждая такая карточка отражает эмоциональный настрой ученика: веселый, нейтральный, негативный. Соответственно, перед началом урока я прошу учащихся показать мне одну из «мордашек». По количеству положительных или негативных поднятых карточек я могу судить о эмоциональном состоянии учащихся до урока и после него. Соответственно, если больше негативных мордашек, то ввод в урок будет иметь более игровой и веселый характер.

Дидактические возможности темы: для данной темы характерен большой запас географических терминов и названий минералов и горных пород, поэтому учащимся необходимо четко сформулировать с какой целью, что и как они должны наблюдать и описывать. Дидактические возможности темы ограничены включением учащихся в самостоятельную работу, требующую много времени. Поэтому работа организована по объяснительно-иллюстративной схеме.

Кругозор учащихся 6-х классов очень велик, но знания накапливаются стихийно и остаются на уровне фактов или ярких зрительных ощущений. Я считаю, целесообразнее в данной теме кроме устного описания минералов и горных пород включить в урок практическое описание и работу с природными минералами и горными породами. Так как будучи студенткой, естественно-географического факультета СамГПУ часто выезжали на практики, то я имею некоторые собственные коллекции минералов и горных пород Самарской области, которые и предлагаю рассматривать и изучать учащимся 6 классов при прохождении данной темы.

Цели урока:

1.   Образования - продолжить формирование системы знаний о способах определения минералов и горных пород, их особенностях и закономерностях размещения в земной коре.

2.   Воспитания - расширить представления школьников о познавательных возможностях методов наблюдения, сформировать положительное отношение учащихся к рациональному использованию минеральных богатств литосферы.

3. Развития школьников - продолжить развитие способности к знаково-символическому          представлению     результатов     учебного     труда     и

совершенствование навыков самостоятельной поисковой деятельности.

1. МОТИВАЦИЯ (2 мин)

Для мотивации учитель приходит на урок с украшениями (бусы из янтаря, змеевика, родонита, малахита и тд.). Предлагая ученикам угадать, из какого камня его украшения?

Учитель: Сначала мы вместе с вами, пользуясь вашими глубочайшими знаниями, определим какие природные украшения носите вы или ваши родители. А для этого проведем маленький опрос. (Предполагаемые ответы: янтарь, золото, серебро, рубин, сапфир, змеевик, оникс, опал, и др.) Потом мы попробуем ответить на вопрос: «Что такое минералы? И чем они отличаются? И как образуются в земной коре?» Затем мы дадим нашим умным головам отдохнуть и рассмотрим фотографии минералов и горных пород в атласе. Обязательно определим на какие группы делятся горные породы, и наконец, вытащим из тайников нашей памяти что-то ценное.

2.   ЦЕЛИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Запомнить   -   термины   «литосфера»,    «минералы»,   «горные    породы»,

«магматические      горные      породы»,      «осадочные      горные      породы»,

«метаморфические горные породы», классификацию горных пород.

Уметь объяснять - происхождение горных пород и минералов, причины

различия горных пород.

Уметь   определять   -   закономерности   распределения   горных   пород   и

минералов в литосфере, горные породы по внешним признакам.

Уметь описывать - признаки минералов и горных пород (происхождение,

твердость, цвет, блеск, применение в хозяйственной деятельности человека).

Уметь приводить примеры - использования минералов и горных пород в

хозяйственной деятельности.

3 УСВОЕНИЕ  СОДЕРЖАНИЯ  УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА  (с  видами

учебной деятельности по выделенным единицам) (25 мин)

Групповая работа (в каждой группе 5-6 человек,  на группу 1  коллекция

минералов и горных пород)

1.  Учащиеся самостоятельно выявляют признаки магматических, осадочных и метаморфических пород на основе метода наблюдения (пользуясь коллекцией минералов и горных пород).

2.    Делают предположение об одинаковых признаках горных пород, образовавшихся в одних и тех же условиях.

3.   От учителя получают классификацию горных пород и минералов по происхождению.

4.  Используя аналогию с известными горными породами ( их признаками) в каждой группе (осадочные - известняк, магматические - гранит, габбро, метаморфические - мрамор, гнейс) учащиеся самостоятельно устанавливают происхождение следующих горных пород: сера, пирит, янтарь, доломит, тальк, яшма, базальт, гипс, кальцит, кремний.

5.     Самостоятельно выделяют важные свойства горных пород, которые человек применяет в хозяйственной деятельности.

6.   Самостоятельно зарисовывают в тетрадь горные породы и минералы, которые они определили, дают описание их признаков.

Обратная связь -

Вопросы для обсуждения и оценки сформированности   ориентировочной

основы деятельности (с примерными ответами):

1.   Укажите, какая метаморфическая порода образовалась из известняка? (мрамор)

2.   Гранит, габбро, пемза - это породы.............(магматические)

3.   Каким путем образуются осадочные химические горные породы? (путем химических реакций в морях)

4.   Яшма - поделочный камень, из которого

изготавливают............(статуэтки, шкатулки, вазы, бижутерию)

5.   Как называется древняя смола сосны, использующаяся как полудрагоценный камень? (янтарь)

6.   Перечислите осадочные обломочные горные породы (галька, гравий, дресва, щебень и др.)

7.   Какая порода имеет наибольшую твердость по шкале Мооса? (алмаз, твердость 10).

Работа в малых группах:

1.   Учащиеся самостоятельно делают обобщение о причинах различий горных пород.

2.   делают обобщение о закономерности распределения горных пород и минералов в литосфере.

3.   Обратная связь

Вопросы для обсуждения  (с примерными ответами):

1. Каковы причины различия горных пород? (их происхождение, условия давления, разрушения или накопляемости, условия протекания химических реакций, изменение под действием температуры и давления)

2. Где чаще всего размещаются толщи осадочных пород? Почему?

(Толщи осадочных пород чаще всего размещены на равнинах, т.к. именно равнины подвергались погружению и морскому режиму.)

3. Есть ли исключения из этой  закономерности? Можем ли мы видеть осадочные горные породы в горах? Если да, то почему?

(Да, есть исключения. Мы можем наблюдать осадочные горные породы в межгорных прогибах, которые тоже заливались морем, и в этих условиях проходило осадконакопление. На примере, Уральский краевой прогиб – залегают нефть, природный газ и др. породы, осадочного происхождения )

 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСОЗНАННОСТИ ФОРМИРУЕМЫХ ЗАНИЙ (состав заданий для упражнения) (8 мин)

Ознакомление учащихся с обобщенным способом  определения по внешним признакам горных пород

Определение заданных горных пород: известняк, гипс, гранит, сера  (умение выделять по существующим признакам класс горных пород, на основе классовых признаков ту горную породу, которая определяется в данный момент)

Обратная связь. Вопросы для обсуждения  и оценки сформированности   ориентировочной  основы деятельности (с примерными ответами):

1. Какие признаки осадочных горных пород мы может выделить?

(цвет - белый, серый, молочный, при взаимодействии с НCL вскипают, часто имеют поры, легко разрушаются.)

2. Какие признаки магматических горных пород мы можем выделить?

(плотные, тяжелые, имеют черный, коричневый, темный цвет, при действии НСL не вскипают, трудно разрушить породу)

Решение задачи:

Известняк – осадочная горная порода, мрамор – метаморфическая. Объясните, какие причины повлияли на изменение свойств известняка и его превращения в мрамор?

( Оказавшись на глубине под влиянием высоких температур и давления, а также горячих растворов и газов известняк изменил, свои свойства и превратился в мрамор).

5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЧНОСТИ ФОРМИРУЕМЫХ ЗНАНИЙ (5 мин)

Учащимся предлагается построить схему классификации горных пород, указать основные примеры минералов и горных пород (требуемые умения).

СХЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ГОРНЫХ ПОРОД

 

КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ  ( 3 мин)

Вопросы для контроля достижения целей учебной деятельности, поставленных вначале урока:

Что означает термин «литосфера»?

Чем отличаются понятия «минерал» и «горная порода»?

Какие горные породы можно выделить по происхождению?

Какие признаки для определения горных пород можно выделить?

         Вопросы для контроля понимания.

В какие горные породы с течением времени превращаются  

  твердые метаморфические породы, оказавшиеся на земной поверхности?

Варианты ответов:

А) Остаются метаморфическими, никаких изменений не происходит.

Б) Превращаются в осадочные химические породы, т.к. происходят химические реакции в земной коре.

В) Превращаются в осадочные обломочные породы, т.к. распадаются на составные минералы

Г) Превращаются в метаморфические горные породы, т.к. изменяется давление и температура на поверхности земли.

2. Почему многие осадочные породы являются ценными источниками энергии?

Варианты ответов:

Потому, что содержат кристаллы солей

Потому, что они образовывались в условиях высоких температур и давления.

Потому, что имеют в составе органические вещества, способные к горению и выделению энергии

Ключ: если ты выбрал при ответе на 1 вопрос вариант  В, а при ответе на 2 вопрос вариант 3, ты прав и усвоил тему. Если твои варианты не оказались правильными, не расстраивайся, уточни свои понятия по тетради и учебнику.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ С УКАЗАНИЯМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (2 мин)

1. Объясните смысл ключевых понятий    «литосфера»,    «минералы»,   «горные    породы», «магматические      горные      породы»,      «осадочные      горные      породы», «метаморфические горные породы».

2. Подготовьте пересказ темы «МИНЕРАЛЬНЫЕ БОГАТСТВА ЛИТОСФЕРЫ».

 3. Письменно ответьте на вопросы 1,2,3 стр. 28 (вопросы на умение   описывать - признаки минералов и горных пород).

4. Запомните схему классификации горных пород для ее дальнейшего

     воспроизводства на доске.

 

Хостинг от uCoz
Новая страница 1