Дудник О.В.
на главнуюназад    

Изучение учебных возможностей школьника.

Дудник О. В.          г. Самара. 2007г.

Учебные возможности  школьника - это его способности к усвоению знаний, умений по школьным предметам. Очень важно, как можно раньше выявить предметные способности. От этого зависят успехи в учебной деятельности и полное развитие личности. Итак, способностями называются такие индивидуальные особенности личности, которые содействуют успешному выполнению одной или несколько видов деятельности.

         Способности бывают общие и специальные. Общие способности (сосредоточенность внимания, распределение, быстрое переключение, хорошая память, определенные качества ума, общая работоспособность и т. д.) необходимы для успешного выполнения вида деятельности.

Специальные способности содействуют успеху в определенной области

деятельности ( музыкальные, математические..).

 

Подпись:           Общие
 
 

Активное взаимодействие с окружающим миром.
Овал: Способности,
возможности

 

Обучение и воспитание

Подпись:         Специальные

 

Успешность школы и функционирование учебного процесса зависит от знания учебных  возможностей  отдельных учащихся и целых классов. Знание этих возможностей позволяет подбирать оптимальные условия для каждого ученика.

Учащиеся прежде всего отличаются друг от друга уровнями обучаемости, а также учебной работоспособностью. Бабанский Р. К.определяет следующие  критерии для определения учебных возможностей учащихся и последующего разделения на группы.

Уровень развития психических процессов и свойств мышления, и в первую очередь умение выделять существенное в изучаемом, а также самостоятельность мышления школьников.

Сформированность навыков и умений учебного труда и, прежде всего, умение рационально планировать учебную деятельность, осуществлять учебные действия.

Отношение к учению, ведущие интересы и склонности.

Идейно-нравственная воспитанность, осознание необходимости учебной дисциплины, настойчивость при выполнении учебных требований.

Работоспособность.

Образовательная подготовленность к ранее пройденному материалу.

Предлагается диагностическая карта  для изучения учебных возможностей школьников.

Обучаемость.

Обученность.

Навыки анализа, синтеза, обобщения.

Самостоятельность, учебные умения.                                                                 

        Уровень обучаемости.

Учебная работоспособность.

Физическая работоспособность.

отношение к учению, интерес.

Настойчивость.                                                                                          

Уровень работоспособности.

Вывод:   УЧЕБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ школьника зависят не только от способностей, но во многом от уровня обучаемости.

По виду учебные возможности: высшие, высокие, средние, низкие.

Чтобы лучше влиять на учебные возможности, надо помнить и о способностях к усвоению именно этого предмета. При анализе способностей необходимо определить уровень общих способностей, а также отметить наличие или отсутствие специальных.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства, например, ведущими свойствами литературных способностей  являются

особенности творческого воображения и мышления

яркие и наглядные образы памяти

развитие эстетических чувств

чувства языка

Как же должно происходить изучение учебных возможностей школьника?

Главное - это выявление динамики успехов в процессе деятельности( тестирование, творческие работы).

Всякий раз при прочих равных условиях одинаковые упражнения, одинаковая методика дают совершенно разные результаты, таким образом, следует говорить о разных возможностях учащихся.

Так, усвоение грамматических понятий предполагает осознание зависимостей, существующих между формами и значениями языка. Изучая грамматический материал, школьники постоянно сталкиваются с необходимостью перехода одного способа действия к другому, с необходимостью перестраивать  приобретенные ранее знания в соответствии с новыми условиями. Степень легкости решения этих задач зависит от гибкости мыслительных процессов. Изучив  уровень обучаемости, уровень работоспособности, гибкость мыслительных процессов, учитель организует дифференцированный подход.

Для того. Чтобы ученики «не застревали» сначала на одном этапе усвоения, а потом на другом, надо с самого начала:

специально фиксировать их внимание на всей совокупности существенных признаков понятия

противопоставлять их несущественным, но наглядно воспринимаемым

ставить их перед необходимостью использовать признаки понятия в единстве

упражнять в гибкости мыслительных процессов.

Но, если допустим, что два школьника А и Б обладают одинаковыми способностями, но отличаются друг от друга установкой на учение, то линии их духовного развития со временем должны все более расходиться. Личная  мотивация приводит к различному темпу развития этих способностей. Итак,

создавайте  положительную мотивацию у школьников

изучайте способности школьника к предмету

опираясь на изученные возможности , используйте их при формировании знаний, а также развивайте необходимые способности к предмету.

Литература

1.      «Вопросы психологии способностей». Сборник . М., « Педагогика». 1973.

2.      Гамезо О., Домашенко В. « Атлас по психологии» М.,« Просвещение».1986.

3.      Клаус Г. «Введение в дифференцированную психологию учения». М., « Педагогика».1987.

4.      Крутецкий В. А. « Психология обучения и воспитания школьников». М., « Просвещение».1976.

5.      Польская Ю. Я. «Психолого-педагогическая характеристика учащегося и классного коллектива» . М. « Просвещение».1972.

6.      «Проблемы  диагностики умственного развития учащихся». Сборник. М., « Просвещение».1975.

7.     «Типические особенности умственной деятельности младших школьников»Сборник.М.,« Просвещение».1968.

 

 

Хостинг от uCoz
Новая страница 1