![]() |
![]() |
![]() |
|
Проектный метод обучения
Дудник О. В. Г. Самара. 2007г.
XX век обострил проблему инновационности жизни. Большое количество открытий, стремительность развития знания и науки требует от человека развитого исследовательского, творческого мышления. Изменяется позиция человека в образовательном пространстве: он становится субъектом образования. Такая смена тянет за собой смену смысла и целей образования, высшей ценностью которого становится образованность, осознание собственной индивидуальности через личностный опыт
В современной педагогике активно разрабатывается и используется уже более десяти лет так называемый метод проектов, ориентированный на выявление новых коллективных форм учебной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. Сами по себе проектные идеи не новы и представляют собой свободное исследование предмета учениками.
Проектный метод обучения обеспечивает реализацию принципа культуросообразности в гуманитарном образовательном пространстве, так как позволяет интегрировать знания в различных научных областях, а также помогает построить процесс взаимодействия между учеником и учителем на основе сотрудничества и педагогической поддержки развития. Для выполнения проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам. Современные открытия в области информационных и телекоммуникационных технологий послужили толчком для широкого внедрения проектного обучения в образование. Очевидно, что телекоммуникации проникли во все сферы современной жизни, и мы, хотим того или нет, должны учитывать и использовать их возможности в своей работе.
Применение такого метода обучения позволяет по-новому организовать дополнительную, внеклассную работу по литературе и литературному краеведению, заинтересовать ребят..
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности.
Работа над любым проектом включает определенные ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:
Организационный этап включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Появляется ядро группы, определяются сферы интересов.
Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта включает определение целей и задач (зачем затеваем проект, что узнаем и чему научимся по завершении работы); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение подходящих для этого тем проектов (т.е. какие конкретно темы помогут моим ученикам узнать то-то и научиться тому-то, каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).
Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов начинается с составления общего простого плана, который позже становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов (например, подбор исторического, литературного и краеведческого материала, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстрации, оформление ресурса, редактирование, перевод на английский язык – в соответствии с возможностями и интересами каждого участника), определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
Собственно работа над проектом включает тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и позволяет учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя функции консультанта или участника проекта на равных основаниях с другими. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами. Работа над проектом создаёт для учителя возможности формирования в атмосфере сотрудничества и сотворчества новых отношений с учениками, позволяющих самим ученикам не только увидеть равного человека, но и осознать свои права и, что важнее, ответственность.
Подведение итогов состоит в рассказе о проделанной работе, анализе успехов и неудач в работе над проектом.
Кроме того, очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Проект может быть разной степени сложности. Это может быть проект, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, а могут быть и самостоятельные небольшие проекты, охватывающие всего несколько или даже пару учеников. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.). Материалы, составившие ресурс, могут быть использованы на уроке – литературной экскурсии в 8-м классе по теме: “Творческая история повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, в качестве фрагмента урока объяснения материала по теме: “История создания комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”.
«Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.
Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности[1].
Таким разом, под проектом мы подразумеваем специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося».
Под «компетенцией» понимаются общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность. А метод проектов позволяет формировать компетенции.
Просматривая литературу по теме, старалась отбирать доступную, чтобы можно было пояснить детям. Сбросила на дискеты ребятам сведения о проектной деятельности, почерпнутые из Интернета, показала образцы, варианты проектов, разъяснила отличия проекта и реферата.
Разъяснила Требования к уровню сформированности ключевых компетенций выпускников, разработанные Лабораторией модернизации образовательных ресурсов (ДЕПАРТАМЕНТ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Проводила индивидуальные консультации при подготовке проектов. Основное направление проектов - по литературе и искусству.Вот интересные темы: « Пушкин в Самарском крае», «Анализ стихотворений с помощью программы Excel», «Театральная связь времен и поколений», «Н.Г. Гарин – Михайловский: «Большая» судьба «большого» человека», « Параллели славянских традиций. Масленица», «СЛАВЯНСКИЕ МОТИВЫ В ЮВЕЛИРНОМ ИСКУССТВЕ 18-19 в."Со своими проектами в классе выступали Зудова К., Буравцова Н., Мелконян Н., Рогожкина Д., Миллер Ю., Еремеева Т. Основные трудности - в систематизации материала, оформлении. Но для меня как учителя важна оценка проектной деятельности в соответствии с Требованиями к уровню сформированности ключевых компетенций, разработанные Лабораторией модернизации образовательных ресурсов. Анализировала по-разному, как пример предлагаю лист
ОЦЕНКА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ –
Зудовой Кати 7 кл. (проект «Колокола зовут»)
НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ ( 2 уровень)
Ученица предлагает свои знания, актуальные для работы над проектом
Катя рассказала о турист. поездке по православным храмам Подмосковья, принесла фотографии, книги, брошюру о самарск. храмах, план города, чтобы составить свой туристич. маршрут. |
находит в диалоге с консультантом (руководителем) противоречия между имеющимися у ученика сведениями и информацией, полученной от собеседника |
находит в диалоге с консультантом (руководителем) противоречия в имеющихся у ученика сведениях |
выделяет из рекомендованных консультантом (руководителем) вопросов для изучения, те, информацией по которым не обладает. |
самостоятельно указывает на некоторые области, в которых он не обладает информацией.
|
самостоятельно указывает на конкретные вопросы, по которым ему необходима информация.
Объяснила, что мало знает о житии святых, а это надо включить, еще необходима информация об истории создания церквей.
|
зафиксировал информацию из рекомендованных учителем источников
|
задает вопросы и выражает несогласие с информацией, полученной из того или иного источника |
аргументировано сообщает о своем решении использовать или не использовать ту или иную информацию
Решила использовать информацию о взорванном в 30–е годы на площади Воскресенском храме, объяснив, что это составит общее представление о развитии храмового наследия и отношении людей. Принесла фотографии церквей предполагаемого маршрута, чтобы те, кто знакомится с проектом, представляли маршрут. |
Литература.
1. www.mega.educat.samara.ru (см. Л.М. Чеглакова. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ. О.В. Чуракова. ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ) 2. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 1. – Самара, 2001.