Дудник О.В.
на главнуюназад    

Развитие учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении.

                                     студентка 42 группы

школьно-дошкольного отделения

(Коррекционная педагогика в начальном образовании)

Мартиросян Седа Вардановна

За последнее время количество детей с трудностями в обучении резко возросло. Поэтому в связи с этим на современном этапе большое значение приобретает создание наилучших условий для успешного обучения и воспитания трудных детей. Наилучших оптимальным условием будет являться развитие учебной мотивации у младших школьников с трудностями в обучении.

Мотив – это то, что побуждает деятельность, ради чего она совершается. Мотив необходим, чтобы направлять деятельность, развивать эту деятельность, побуждать ребёнка к деятельности, но при этом мотив требует анализа своих поступков и действий. Смена ведущего типа деятельности в младшем школьном возрасте немыслима без смены мотивов. Формирование мотивов учебной деятельности в обучении крайне затруднено. Поэтому и сама деятельность оказывается неполноценной. Возникает много трудностей, потому что нет стимула к деятельности и направляющей силы этой деятельности.

Нормально развитые социальные мотивы младших школьников позволят ему адаптироваться в окружающей обстановке. Установка ребёнка на взаимодействие позволит ему легче принять ситуацию школьного обучения. Это в свою очередь будет способствовать дальнейшему становлению и развитию учебных мотивов. От их полноценного развития будет зависеть качество деятельности. Успешность ребёнка в учебной деятельности будет формировать активность и стремление ребёнка вновь участвовать в этой деятельности и осуществлять её качественно.

В современной педагогике  есть различные взгляды на развитие мотивации у младших школьников с трудностями в обучении. Так Гузеев В.В. , Кларин М. В. говорят, что существенную роль на мотивацию оказывает форма  деятельности, модели обучения.  Система развивающего– обучения Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. базируется на исследованиях психологов Гальперина В.Я., Выготского М. С., Леонтьева М.Н.  Решение учебных задач по Давыдову В.В. представляют собой выполнение системы учебных действий (моделирование, контроль, оценка и другое), направленных на то, чтобы помочь учащимся выявить условия происхождения знаний и умений. Это позволяет учитывать разные виды работ, требования стандартных программ. Активное участие детей во внеклассных мероприятиях дополняет и разносторонне развивает учеников и соответствует системе развивающего обучения. Кроме того, система позволяет применять групповую работу для реализации задач создания учебной мотивации, таким образом, быстрее формировать ключевые компетенции, что является актуальным в современном образовательном процессе.

Важной характеристикой мотивации любой деятельности чело­века является отношение мотива к содержанию деятельности. При внутренней мотивации деятельность имеет для человека личност­ное значение сама по себе, например как познавательная или со­действующая личностному росту. Особую форму внутренней мо­тивации представляет собой интерес — познавательная мотивация без точной связи с какой-либо потребностью, кроме ориентиро­вочно-исследовательской. При внешней мотивации деятельность выступает как средство для удовлетворения других потребностей (в зарплате, социальном престиже и т. п.).

Внешняя мотивация может быть положительной (стремление к успеху) и отрицательной (избежание неудач). Стремление к успе­ху, мотивация достижений в сочетании с интеллектом образуют единую структуру, которая обеспечивает личности успешную адаптацию к жизненным условиям. Преобладание мотива избежа­ния неудач ведет к неадекватной самооценке и нереальному уров­ню притязаний. Люди с преобладанием этого мотива выбирают для себя очень легкие или очень трудные задачи, т. е. такие, кото­рые они наверняка решат, или такие, которые не стыдно не ре­шить.

Развивать нужно у младшего школьника и эстетические переживания. Впечатления от стихов и рассказов, исполненных в выразительной художественной форме, от театрального спектакля, от песни, от музыкальной пьесы. Чувство жалости, сочувствия, негодования, эмоционально – значительное впечатление, от художественных произведений может выявляться как в отдельных рисунках, которые он делает, так и в стихах, сочиненных им, или в рассказах по поводу прочитанной повести.

Существуют совокупности факторов, которые могут влиять на мотивацию поведения личности. 

I.                    Факторы, связанные с органическими потребностями (голод, общая активность).

II.              Потребности, направленные на окружение (необходимость в приятном, удобном окружении, аккуратность, потребность в получении знаков внимания).

III.            Потребности, связанные с трудом (общее признание, последовательность, выносливость, терпеливость)

IV.           Потребность в связи с позицией субъекта (потребность в свободе, независимость как противоположность зависимости, конформизм, честность).

V.              Социальные потребности (общение, потребность быть приятным, потребность в дисциплине, агрессивность).

VI.           Общие интересы (потребность в развлечении, различные виды интеллектуальных интересов).

Умеющий мотивировать способен творить чудеса!

Взаимоотношения человека с окружающими в процессе труда, в быту, при общении в различных ситуациях, социальной жизни как и формы этих взаимоотношений, в значительной мере определяются особенностями поведения человека, его действий и поступков. Но большое влияние на поведение, на специфику действий и поступков человека оказывают как раз его побуждения, которые выражаются в этих действиях и поступках.

 Изучать особенности взаимоотношений человека в разного рода коллективах, мы имеем возможность увидеть новые моменты мотивации, которые начинают определять поведение человека как члена того или иного коллектива.

 Генетический план рассмотрения проблем мотивации поведения важен не только методологический для правильного подхода к различным спорным проблемам, но и практический – для решения вопросов воспитания подрастающего поколения. Проблема мотивации в генетическом аспекте предполагает решение следующих существенных вопросов:

- как формируется мотивационная сфера ребёнка?

- каковы виды и типы мотива цели на разных возрастных этапах жизни ребёнка?

- как  может изменяться мотивация поведения ребёнка и под влиянием какой системы воздействия?

Эта проблема характерна для запущенного ребёнка, развивающегося в неблагоприятной социальной среде. Эти вопросы позволят увидеть, как происходит изменение мотивации поведения с развитием человека, но и увидеть, какие черты в мотивации поведения нуждаются в воспитательном воздействии. Построение модели мотивации поведения важно уже потому, что она позволит лучше увидеть структуру процесса мотивации и осознать те существенные звенья, которые являются определяющими для всех процессов

Психолого-педагогические условия для развития учебной мотивации.

Прежде всего учитель должен:

- заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, постоянно снижать тревожность у детей, исключая упрёки, выговор, насмешку, угрозы, стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;

- создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости;

- шире опираться на игру как ведущую деятельность ребёнка с трудностями в обучении, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока;

- целенаправленно и эмоционально стимулировать детей на уроке, возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения;

- формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей;

-         стимулировать познавательный интерес многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, занимательными упражнениями, использовать проблемно – поисковые методы обучения)

-         использовать положительные личные качества, жизненный опыт.

-         расширять социальные контакты, активизировать внеурочную деятельность

-         использовать различные виды помощи, давать ребенку посильные задания

-         вовлекать в общественно-полезную деятельность, демонстрировать результаты труда.

                                   Список литературы.

1        Белобрыкина О.А. “Речь и общение”. Ярославль, 1998.

2        “Большая советская энциклопедия. Моршин – Никиш. Третье изд-е”. М., “Советская энциклопедия”, 1974.

3        Воропаева И.П. “Коррекция эмоциональной сферы младших школьников”. М., 1993.

4        Колпаков В.Г. “Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и большой личности”. Новосибирск, “Наука. Сибирское отделение”, 1991.

5        Корнилова Г.В. “Диагностика мотивации и готовности к риску”.

6        “Коррекционная педагогика в начальном образовании” под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001.

7        Кумарина Г.Ф. “Дети группы риска”. Советская педагогика, 1991, №11.

8        “Мотивация личности” (феноменология, закономерности, механизмы формирования). М., Наука, 1982.

9        Николаус, Б. Энкельманн. “Харизма. Личность. Успех. АО и Интерэксперт”. “Власть мотивации”. М.,1999.

10    “Психологические проблемы неуспеваемости школьников” под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.

11    “Психология и психологический практикум” под ред. Д.М. Рамендик, О.В. Одинцова. М., 2004.

12    Речицкая Е.Г., Бархалина Е.В. “Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе”. М., ВЛАДОС, 2000.

13    Славина Л.С. “Знать ребенка, чтобы воспитывать”. М., 1976. 

14    14.Штерн А.С. “Введение в психологию”. М., 2003.

15    Шевченко Л.И. “Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Пособие для учителей и специального (коррекционного) развивающего образования”.

 

 

 

?????? ??????? ?? ??????? ?????? ????????
Plaza купить
Хостинг от uCoz
Новая страница 1