Дудник О.В.
на главнуюназад    

Праздники  народов.

Мы живем в многонациональной стране, поэтому надо знать праздники, обычаи основных

народов, различных вероисповеданий.

Христианские праздники.

Наши далекие предки — древние славяне — делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву.

Первый праздничный период начинался с февраля и включал праздники, посвященные рождающемуся Солнцу и прославлению великой Лады, его матери. Люди как бы готовились к встрече великого светила. А сама встреча была на Масленицу. Потом праздновали Троицу, и до 7 июля — дня Ивана Купалы (иначе — Иванова дня) — было особенное веселье: все весенние работы в поле завершались, а сенокос еще не начался. Вот и отдыхал народ перед трудными днями сенокоса и уборки урожая. Ивановым днем начинались летние праздники, посвященные самой большой силе — Яриле-Солнцу. 12 июля были Петровки (начало сенокоса), посвященные ученикам Иисуса Христа — Петру и Павлу, с 14 по 19 августа — Спасовки (начало сбора урожая), летний период завершал Покров (14 октября) — к нему заканчивали все полевые работы.

Зимой, когда в природе все, кажется, затихает, наши предки не сидели сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне... А с 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

Кстати, у наших предков Новый год начинался с марта, с таяния снегов,   а не с 1 января, как теперь. Так было до 1492 г. Князь Иван III повелел считать началом года 1 сентября, когда велено было платить дань, пошлины, оброки. А с XVIII в. Петр I изменил все российское летоисчисление и время празднования Нового го­да "лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах". В первый же год XVIII столетия введен счет лет не от "сотворения мира", как раньше, а от Рождества Христова. Госу­дарь Петр Алексеевич повелел: "Впредь лета считать в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 января 1700 года от Рождест­ва Христова". В знак начала нового года и нового столетия "после благодарения Богу и молебного пения в церкви" повелено было "по большим проезжим улицам знатным людям перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, и чтоб поспело к 1 января 1700 года; а стоять то­му украшению января по седьмое число того же года. Да января же в первый день в знак веселья поздравлять друг друга с Новым годом..."

Вот так и утвердился на Руси Новый год — самый веселый, самый любимый народный праздник. А за ним, 7 и 19 января, следуют два больших христианских праздника: Рождество Христово и Крещение. А между ними располагаются святки. 

                        За январскими праздниками следует Масленица.

Первый месяц весны — март — с сосульками, грачами, ярким солнышком. Обманчивый месяц! То светит солнце, подтаивает снежок, звенит капель; то вдруг северный ветер, мороз, снежная вьюга. В народе посмеиваются: "Март на нос садится, коль на Евдокию (14 марта) мороз случится".Светлое Христово Воскресенье. Пасха — таково название самого великого, самого торжественного, самого радостного весеннего праздника, праздника обновления и спасения мира и человека, праздника торжества жизни и бессмертия, добра и света над злом и тьмою.

 Праздником праздников, торжеством торжеств называет народ Пасху.

Слово "пасха" древнееврейское, в переводе на русский язык означает "переход", "прохождение". Праздник этот был установлен древними иудеями в память об исходе иудеев и избавлении от рабства.

Христиане довольно рано, еще в первые века существования христианских общин, начали праздновать свою, новую, Пасху как праздник Воскресения Иисуса Христа.

Христианскому празднику Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Верующие в это время стараются делать добрые дела. Это время духовного и телесного очищения путем покаяния, благотворительности и отказа от мясной и молочной пищи, от вина и курения.

Шестая неделя Великого поста завершается праздником, который в народе называется Вербным воскресеньем. Этот праздник непосредственно предшествует Пасхе и означает торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим. Христос в сопровождении своих учеников — апостолов — приехал на кротком осле праздновать иудейскую Пасху. В России праздник Входа Господня в Иерусалим издавна принято встречать вербой. Ярко-пурпурные ветки вербы раньше других деревьев в средней русской полосе пробуждаются к новой жизни. Она покрывается белыми пушистыми комочками и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит всех живущих на Земле новыми благами жизни. Вербное воскресенье это радость по поводу того, что трудную зиму уже пережили. С пучками вербы и зажженными свечками стоят в этот праздник верующие в церковь. Поэтому знать праздники надо - это поддерживает связь поколений.

 

Мусульманские праздники.

Самый большой праздник мусульман — праздник Жертвоприно­шения. Согласно мусульманскому календарю, он наступает 10-го числа месяца зуль-хиджа, через 70 дней после окончания поста в месяце рамадан. По-арабски его называют Идаль-Адха, Аль-Идаль-Кабир (Большой Праздник), по-тюркски — Курбан-байрам. Без преувеличения можно сказать, что верующие мусульмане ждут этот праздник не просто как встречу с родными и друзьями, знакомыми, а как обряд, связанный с одним из столпов ислама — хад­жем и ритуальными церемониями для отблагодарения Всевышнего и искупления греховности.

К празднику Курбан-байрам готовятся заранее не только в материальном плане, но, и это очень важно, в духовном. В некоторых районах Средней Азии даже в годы запрета мусульманских празд­ников уже за 20 дней до наступления Курбан-байрама верующие призывали отказаться от веселья, праздничных угощений, щеголять в новых одеждах, стричься.

Обычно к празднику специально выращивают животное, чаще всего овцу, или его заранее покупают на базаре. Считается, что овца или коза может быть принесена в жертву от одного человека, корова, бык или верблюд — от семи. В больших семьях, если нет возможности совершить жертвоприношение сразу от всех, приносят жертву ежегодно по очереди за каждого члена семьи. Иногда мусульмане заменяют заклание крупного скота взносом в мечеть, со­ответствующим стоимости животного, или приносят в жертву мел­кую живность — кур, индюков, уток и др.

Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Мусульмане, совершив полное омовение, надев новую или опрятную одежду, коллективно молятся в мечети, после чего собираются у кого-либо, читают Коран, слушают проповеди (хутбу) муллы или имам-хатиба, в которых прославляется Аллах, рассказывается о происхождении и значении обряда жертвоприношения.

По окончании проповеди обычно идут на кладбище молиться за умерших и поклониться гробницам местных святых. Поминание умерших является важной частью обряда, так как, по обычаю, жертву приносят не только за живых, но и за усопших.

После возвращения с кладбища приступают к жертвенному обряду. Над священной, приготовленной к закланию жертвой произносится молитва и формула "Бис-миллах, Аллах Акбар!" ("Во имя Аллаха, Аллах велик!"), затем жертву валят на землю головой в сто­рону Мекки, и хозяин или специально нанятый для этого человек перерезает жертве горло; иногда в рот жертве кладут леденец и после совершения обряда его вынимают, такой леденец считается благословенным.

Приготовленное мясо съедают за общей трапезой, раздают соседям, бедным устраивают обильное угощение, шкуру жертвенного животного отдают в мечеть. В Коране сказано: "Те, которые рас­ходуют свое имущество на пути Аллаха, подобны зерну, которое вырастило семь колосьев, в каждом колосе по сто зерен. И Аллах удваивает, кому пожелает. Поистине, Аллах всеобъемлющ, знающ!"

Часто животных, отмеченных к закланию, разукрашивают краской, навешивают на них различные ожерелья, бубенчики, ленточки. Считается, что животное, принесенное в жертву, поможет перейти через тонкий, как волос, и острый, как меч, мост Сират, перекинутый через адскую пропасть и ведущий в рай. В Судный день у входа на мост Сират будут находиться животные, принесен­ные в жертву на Курбан-байрам, и хозяин может быстро отыскать своего, помеченного.

Особенно велика радость мусульман, если в дни Курбан-байрама удалось совершить паломничество в Мекку или хотя бы к ближайшим святым местам.

Первоначально паломники обходят семь раз против часовой стрелки Каабу (таваф), целуют черный камень или дотрагиваются до него, затем снова совершают ритуальные обходы вокруг Каабы, молятся напротив каменной плиты, на которой, как считают, находится отпечаток ступни Ибрахима, пьют воду и набирают ее в кувшины из целительного источника Замзам. Его, согласно леген­де, открыл ангел Джебраил перед младенцем Исмаилом.

7-го числа месяца зуль-хиджжа провозглашается торжествен­ная проповедь (хутба), и в тот же вечер или на следующее утро па­ломники покидают Мекку и направляются к долине Арафат. Цен­тральный и наиболее торжественный обряд хаджа — стояние (ву-куф) у горы Арафат до захода солнца на 9-е зуль-хиджжа.

10-го зу-ль-хиджжа после утренней молитвы и проповеди па­ломники отправляются в долину Мина, где каждый мусульманин бросает в столбы, символизирующие Иблиса (дьявола), по семь камешков, подобранных накануне в долине Муздалиф, и затем приступают к жертвоприношению. После выполнения всех церемоний, связанных с празднованием Курбан-байрама, праздника Жертвоприношения, мусульмане укрепляются в вере, что поисти­не Аллах "охраняет тех, которые уверовали".

(по мотивам книги Кузиной Т.Ф, Батуриной Г.И. «Занимательная педагогика народов России».М.Школа-Пресс.1998.)
 

Назад

Хостинг от uCoz
onClick
Хостинг от uCoz
Новая страница 1