Главная

УРОКИ   ЛИТЕРАТУРЫ - УРОКИ ЖИЗНИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обмен баннерами -присоединяйся!

 

  [Original version on Machaon Server]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

 

 

Разработка урока литературы.
Учитель Дудник О.В. г. Самара.
Тема: Деревенская проза. Ю. Казаков « Тихое утро». 7 класс

Цель: Учить анализировать текст сопереживая.
Термином “деревенская проза”, обозначают ряд очень разных произведений очень разных авторов, повествующих о сельских жителях. В него входят такие авторы, как А.Яшин, В.Тендряков, Ф.Абрамов, В.Белов, Б.Можаев, В.Шукшин, Е.Носов, И.Акулов. Распутин В. работает в немногих жанрах. Помимо повестей, им создан ряд рассказов (наибольшую известность, кроме упоминавшихся “Уроков французского”, где деревенские проблемы переданы глазами, переживаниями ребенка.
Сегодня мы откроем для себя другое произведение, посвященное жизни в деревне, детским ощущениям – « Тихое утро», рассказ Казакова Ю.
- Но сначала расскажите о своих « деревенских впечатлениях».
- Перечитывая, выделяя голосом отрывки мы проследим, как автор описывает не только переживания, но нравственное становление характеров героев. Как отображается природа в связи с сюжетной линией рассказа.
- Итак, раннее утро..
- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?
- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки.
- Какие чувства испытывает в этот момент Яшка?!
- Как Володя реагировал на раздражительное отношение к себе Яшки?
(Володя никак не отреагировал. Он выглянул на улицу, лицо его оживилось, «глаза заблестели, он начал торопливо завязывать ботинки».)
- Как вы объясните оживленное состоянии Володи?
- Как вел себя Яшка? Почему?
-Почему возникло чувство обиды у Володи?
(После того, как Яшка съязвил насчет галстука, Володя еще больше обиделся «и, вздрагивая от обиды ноздрями и глядя перед собой невидящим взглядом, вышел...». Мальчик был готов отказаться от рыбалки и тут же разреветься, но желание пойти на рыбалку оказалось сильнее)
- Какие чувства испытывал Володя на пути к колодцу?
- Перечитаем отрывок у колодца.
— Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?
(Яшка считал, что лучше воды, чем в том колодце, нигде нет, и заставил Володю выпить колодезной воды.
Володе не хотелось пить, «но, чтобы еще больше не рассердить Яшку, он послушно припал к бадье». На самодовольный вопрос Яшки: «Ну, как водичка?» — Володя ответил: «Законная». Яшка ждал этой похвалы и в глубине души был доволен, но все же ядовито спросил: «Небось в Москве такой нету?» Володя не стал спорить, примиряюще улыбнулся. А когда Володя упавшим голосом признался, что никогда не ловил рыбу, и робко взглянул на Яшку, опытный деревенский рыболов смягчился.)
— Когда Яшка совсем подобрел?
(Когда Володя восторженно отнесся к Яшкиному сообщению о том, что завклубом видел сома. Яшке захотелось стать добрым, благородным, сделать приятное этому неловкому москвичу, и он пригласил Володю на сома и голавлей «на две зари».)
— Каким стало настроение Володи после этого заманчивого предложения Яшки?
(Володе стало необыкновенно весело, ему захотелось помчаться по мягкой дороге во весь дух, подпрыгивая и повизгивая от восторга! Ему показалось, что это ощущение восторга и счастья знакомо ему, было когда-то с ним.
— Итак, между мальчишками наступил и мир, и согласие, а беседа по дороге к реке стала приятной и интересной, потому что Яшка был щедрым, словоохотливым рассказчиком, а счастливый Володя благодарным слушателем.
Характеристика героев.
- Как вы можете из данного содержания описать характеры героев?
- Что происходит дальше?
- Как описывается омут?
- Какие переживания испытывают рыбаки?
- Известны ли вам подобные переживания?
- Как мальчики оказались в воде?
- Вернемся к этому эпизоду, обратите внимание …
Поблизости никого не было, и некому было крикнуть о помощи. Яшка понял, что жизнь Володи зависит только от него.
— Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.
Яшка бледный стал подкрадываться к бочагу. Заглядывая с обрыва в омут, он ожидал увидеть страшное и в то же время надеялся, что все обошлось. Яшка сумел преодолеть свой страх и прыгнул в воду.
Небывалый ужас.
Когда Яшка понял, что Володя утопит его, что пришла его смерть, дикий небывалый ужас охватил его. Он ударил Володю ногой в живот, вынырнул, сбросил с себя Володю и в ужасе поплыл к берегу.
— Почему после этой сцены дается описание тихого утра? Перечитаем его.
Природа контрастна по отношению к внутреннему состоянию Яшки. Яшка увидел все то же тихое утро, прекрасное, полное свежести и сверкающей красоты.
— Найдите слова, передающие это сверкание утра.
Ярко светило солнце, листья кустов и ветлы блестели, радужно светилась паутина между цветами; трясогузка блестящим глазом смотрела на Яшку.
— Все дышало покоем и тишиной. Но не было этого покоя в душе у Яшки. Его мучают чувства страшной вины, раскаяния, сожаления. «...Случилось небывалое — только что утонул человек, и это он, Яшка, ударил, утопил его...»
Спасение Володи.
— Почему Яшка вновь бросается спасать Володю?
(Жить с таким грузом непоправимой вины невозможно. Стремление исправить свою ошибку, надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.)
Любовь истинная.
— Володя спасен. Перечитаем отрывок, помогающий понять чувства спасителя.
«Никого сейчас не любил он больше Володи, ничто на свете не было ему милее этого бледного, испуганного и страдающего лица. Робкая, влюбленная улыбка светилась в глазах Яшки, с нежностью смотрел он на Володю...»
Яшка испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли о том, что Володя мог утонуть, жалел его. Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.
— Перечитаем описание природы в конце рассказа. Какие мысли и чувства оно вызывает?
Солнце, кусты, обрызганные росой; запахи сена, сладкого клевера, смешивающиеся с острыми запахами леса; легкий ветер, похожий на дыхание проснувшейся земли, — все это вызывает радостные, светлые чувства. Рассказ со счастливым концом. Яшка не только спас Володю, но и поднялся на новую нравственную высоту, преодолев чувства злости, раздражения, страха за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла любовь истинная, которая одна должна царить в душе человека, любовь, которая «долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит..»
- Кто из вас не сомневался, что мальчики спасутся, почему?
- Что ранее в описании мальчиков подтверждало, что они чисты душой, не совершат поступок, за который будет невозможно стыдно?
- Были ли у вас такие судьбоносные поступки, ситуации?

Рассмотрите картину Е. Чернышевой. ТОЛЯ, ВИТЯ И ВОВА ИЗ ДЕРЕВНИ КИШАРИНО. Как выглядят мальчики, придумайте рассказ по картине.
Тестирование. Ю. П. Казаков. «Тихое утро»
1. Жанр произведения:
а) очерк;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Композиция произведения:
а) рамочная;
б) ретроспективная;
в) последовательная.
3. В описании Яшки и Володи используется прием:
а) сопоставление;
б) сравнение;
в) противопоставление.
4. В фазе: «Деревня, будто большим пуховым одеялом, была укрыта туманом» - используется:
а) сравнение;
б) гипербола;
в) метафора.
5. Яшка разозлился на Володю, потому что:
а) ему пришлось самому копать червей;
б) Володя пошел на рыбалку в ботинках;
в) не дождался благодарности и восхищения.
6. «Никого сейчас не любил он, Яшка, больше Володи, ничего на свете не было ему милее этого бледного... лица», потому что:
а) все было позади;
б) спасая Володю, не струсил;
в) не дал погибнуть человеку.
7. Автор не утаил от читателя:
а) страха и колебаний Яшки;
б) потерю удочки;
в) обиду на Володю.
8. Развязка в произведении:
а) спасение Володи;
б) слезы Яшки;
в) описание омута.

                                  

Литература.
1. Баранова С.В. Трудный путь к любви истинной. Ж. « Литература в школе». №2,2001
2. Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю Литература. Тесты.5-8 класс.: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Дрофа, 1997.
                   Литературная    разминка.

 

Укажите автора:

Я вас люблю, хоть я бешусь, 
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам...



 

 

Укажите автора:

Во всем мне хочется дойти 
До самой сути:
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до ......



 
 
на главную
назад   вперед
на педсовет

Персональный сайт.©ДОВ При полном или частичном использовании материалов, ссылка на http://www.budud.narod.ru обязательна, в интернете -гипертекстовая